Публикации



НАДЕЖНОЕ ПАРТНЕРСТВО
А.А Лопатин, руководитель направления по работе с ОАО "РЖД" НТЦ "Натекс", 2007-09


Компания НТЦ "Натекс" длительное время успешно сотрудничает со связистами ОАО "РЖД". Она первой представила в России целый ряд инновационных технологий: аппаратуру цифрового уплотнения абонентских линий, систему беспроводного радиодоступа, гибкие мультиплексоры с временным разделением каналов, универсальную платформу FlexGain. Последняя объединяет в одном конструктиве технические решения для сетей доступа и транзитных сетей, включая интеграцию голоса и данных. На сеть ОАО "РЖД" компания поставляет системы SDH с магистральным Ethernet, модемы технологии xDSL и др. Сервисный центр компании осуществляет гарантийную и послегарантийную поддержку оборудования. Редакция взяла интервью у руководителя направления А.А. Лопатина, в котором он рассказал о перспективах развития связи и взаимодействия с ОАО"РЖД".

Каковы основные тенденции развития систем связи на железнодорожном транспорте? Какие технологии, на Ваш взгляд, будут востребованы в ближайшее время, особенно в сети оперативно-технологической связи?

До сих пор, говоря о сетях связи любого корпоративного пользователя, мы имеем в виду гомогенную сеть "внутри себя". Между тем, сегодня объективно существуют процессы, направленные на интеграцию сетей связи различных крупных пользователей, в том числе ОАО "РЖД", если не в единую сеть, то в сеть с очень схожими внешними параметрами. На это, в частности, нацелен закон "О связи". Считаю, что это следует учитывать как в области технического перевооружения сети, так и подходов к структуре ее построения, обеспечения и развития внешних взаимосвязей. Развитие рынка услуг связи во всем мире идет одним и тем же путем. Существуют особенности в тех или иных сегментах, но принципы развития одинаковы. Стандарт Ethernet становится основным в сфере передачи и распределения информации. Поэтому основной тенденцией развития железнодорожных сетей связи в ближайшее время будет, видимо, планомерное их перевооружение и использование цифровых систем передачи данных, сочетающих технологии SDH и Ethernet, цифровой радиосвязи и VoIP.

Сейчас основу построения цифровых сетей ОАО "РЖД" составляют SDH-сети, но уже около 20% занимают смешанные сети, где установлено магистральное оборудование, использующее SDH- и NGN-технологии.

В оперативно-технологической связи вскоре, на мой взгляд, произойдет поворот в сторону использования IP-технологии. VoIP (голос поверх IP-сети) уже сегодня занимает значительные позиции в междугородном трафике телефонных переговоров ТфОП. Почему это происходит? Ответ прост: помимо того, что стоимость Ethernet-трафика с каждым годом становится все ниже главным образом из-за конкуренции, стоимость оборудования для организации собственной телефонной сети на оборудовании сегмента IP на один-два порядка ниже, чем оборудование цифровой АТС. К тому же услуги биллинга, СОРМ, конференц-связи уже заложены в возможности оборудования и не требуется дополнительных затрат на их организацию.

Конечной, для этой сети требуется облако Ethernet магистрального уровня, и здесь развитие собственной сети РЖД идет, на мой взгляд, верным направлением - SDH с магистральным Ethernet. Cеть SDH/Ethernet способна реализовать не только традиционные решения, но и полностью может поддерживать Ethernet-приложения.

В свое время шла речь о целесообразности использования такого подхода, и мы рады, что не ошиблись в прогнозе. Однако проблема заключается в том, что при устоявшемся технологическом процессе в сетях ОТС на железной дороге достаточно сложно (если вообще возможно) применить готовое решение из других отраслей. Требуется либо разработка оборудования "с нуля" в полном соответствии с требованиями существующего технологического процесса, либо изменение этого процесса.

Второй вариант решения лежит не в области компетенции нашей компании, поэтому рассматривать его не имеет смысла.

Что касается разработки оборудования под готовый технологический процесс, то таким путем компании идут довольно редко, так как в этом случае сужается область работы компании на рынке и фактически она становится зависимой от клиента. Последний, в свою очередь, также полностью зависит от нее. Теряется принцип гармоничного развития с ориентацией на мировой тренд.

И здесь вновь хочу вернуться к оборудованию VoIP. Кто работал с ним, знает, что адаптация к существующей технологии осуществляется путем программной настройки, благодаря которой возможности изменений весьма широки. Данное оборудование довольно просто может быть включено в любые сети с устоявшимися к процессам и процедурам, и все сводится к написанию грамотных приложений с учетом существующего технологического процесса.

Таким образом, за оборудованием VoIP будущее сетей технологической связи, поскольку при минимальной стоимости достигается простота внедрения и адаптивность к любым условиям использования.

Есть ли особенности внедрения оборудования связи в сети ОАО "РЖД" - одной из крупнейших корпоративных компаний страны?

Безусловно. Таких клиентов, как РЖД, в стране немного. Это естественные монополии, силовые ведомства, крупные операторы связи. Вопросы связи, решаемые данными корпорациями, с одной стороны, схожи, с другой - имеют много особенностей.

Так, для железнодорожной сети характерно большое число источников потенциальной информации. Для ее доставки и обработки необходимы каналы связи, и чем больше источников информации, тем больше каналов (в современном приложении - выделенных) требуется. Кроме того, все системы используют свои специфические сигналы, протоколы и интерфейсы внутреннего обмена. На мой взгляд, когда большинство источников информации перейдет на единый цифровой стандарт, значительно ускорится построение мультисервисной сети железнодорожного транспорта. Собственно сеть связи будет уже готова к переработке информации.

По поводу оборудования для построения сетей с интеграцией услуг хочу сказать, что на рынке его много. Есть оно и у нашей компании. Причем, реализуя конкретный проект, мы стремимся к его комплексному решению, чтобы избавить заказчика от использования интерфейсов взаимодействия разных производителей. Адаптация стандартного оборудования для решения не совсем стандартных задач является обычным делом для нашей компании.

Каковы, на Ваш взгляд, особенности эксплуатации оборудования в настоящее время, что будет в ближайшем будущем? Как в этом НАТЕКС взаимодействует с ОАО "РЖД"?

Мне кажется, что этот вопрос наиболее острый среди всех вопросов перехода к цифровым системам. Хочу отметить, что за последний год в этой области сделано очень много.

Ведь до недавнего времени складывалась парадоксальная ситуация: цифровое оборудование широко внедрялось, а технология обслуживания практически не изменялась. Хотя одной из основных целей, которую ставит перед собой оператор связи при модернизации оборудования, является уменьшение эксплуатационных расходов.

Известно, что технология обслуживания цифрового оборудования принципиально иная, чем аналогового. Она предусматривает уменьшение физического труда и увеличение умственного, умение прогнозировать отказы. Специалист должен понимать принцип построения сети в целом, а не одного сегмента, за который отвечает.

При обслуживании современного оборудования технология сводится к соблюдению нормативов по замене вышедшего из строя оборудования и проведению регламентных измерений. Решающую роль при этом играет система управления.

Система мониторинга и администрирования (СМА) любого оборудования и любого участка сети призвана помогать обслуживающему персоналу в работе. Применяя системы управления, удается настраивать оборудование дистанционно. Имея постоянную статистику отказов, можно прогнозировать объем необходимого ЗИПа и работ.

В свое время наша компания приняла решение не выпускать на рынок оборудование, не включенное в систему управления. Прошедшие годы подтвердили правильность этого решения.

И если с уже действующим оборудованием еще могут быть вопросы целесообразности включения в СМА, то все вновь устанавливаемое в обязательном порядке включается в СМА.

Сейчас на сети связи ОАО "РЖД" заканчивается строительство единого комплекса управления. НТЦ "Натекс", как один из поставщиков, создал для уже установленного оборудования часть управления.

Одним из аспектов эксплуатации является аутсорсинг сетей и оборудования. Существует ряд предложений от ОАО "РЖД", а также встречные предложения нашей компании по предоставлению послегарантийных услуг, развитию сети, организации консультаций и обучению, помощи, в случае необходимости экстренного восстановления - в общем всему, что входит в понятие технической поддержки.

Мультисервисная платформа
Мультисервисная платформа

Какое направление развития сетей связи Вы считаете наиболее перспективным? Что ждет мультисервисные сети? Какие новинки вашей компании придут на железные дороги?

Считаю, что наиболее перспективными направлениями развития железнодорожной связи являются цифровые сети радиосвязи и технология широкополосного беспроводного доступа (ШБД). Предполагаю, что продолжат развитие магистральные сети SDH/Eth, причем с каждым годом доля магистрального Eth будет увеличиваться. В сегменте ОТС, видимо, начнется внедрение VoIP, как это происходит в технологических связях других крупных корпораций.

С точки зрения эксплуатации, перспективным является предоставление нашей компанией услуги технической поддержки клиентов. Разработан пакет предложений по различным классам обслуживания, и многие заказчики уже проявили заинтересованность в этой услуге.

В целом все предложения, о которых мы уже говорили и с которыми выходим на сеть ОАО "РЖД", как раз и являются наиболее перспективными.

НТЦ "Натекс" поставляет для сети связи ОАО "РЖД" в основном цифровые системы передачи данных по волоконно-оптическому кабелю. Это оборудование серии FlexGain - семейство SDH-мультиплексоров FlexGain A155/A2500/A2500Extra и мультиплексоров - FlexGain FOM. Кроме этого, цифровые модемы семейства FlexDSL Orion/Orion2 и FlexDSL Discovery для передачи данных по медным кабелям. В модеме FlexDSL Orion2 наша фирма первой реализовала технологию G.shdsl.bis, что позволило увеличить скорость передачи по одной паре кабеля до 5,7 Мбит/с. Все оборудование работает под сертифицированной единой системой управления телекоммуникационным оборудованием FlexGain View.

Наше оборудование находит применение в нескольких территориальных подразделениях ОАО "РЖД", что связано с целенаправленной позицией железнодорожников в использовании оборудования нескольких производителей. На сети существуют участки, где применено только оборудование "Натекс", и участки, где внедрена аппаратура других компаний. Эти сегменты стыкуются, образуя единую сеть.

Железнодорожная радиосвязь переходит на цифровые технологии. Каково участие в этом процессе компании НАТЕКС?

Относительно цифровой радиосвязи необходимо, в первую очередь, определиться с задачами, решение которых планируется. Так, сейчас могут использоваться несколько технологий, принципиально разных по своему назначению.

Решение для технологической связи Wi-Fi Mesh
Решение для технологической связи Wi-Fi Mesh

Например, стандарт GSM-R, специально разработанный для железнодорожного транспорта и для которого выделена полоса частот 876-880 МГц (передача) и 921-925 МГц (прием), также служит для поездной и маневровой голосовой радиосвязи и низкоскоростной передачи данных. Стандарт GSM-R имеет достоинства и недостатки те же, что и GSM: широкое распространение и относительно низкую стоимость абонентских устройств и низкую скорость передачи по радиотракту (до 28,8 кбит/c).

Технологии WiMAX, WiMAX-mobile, в наибольшей степени обеспечивают поддержку мультисервиса (IEEE 802/16-2004 - фиксированный и IEEE 802.16-2005 - мобильный). Ряд компаний уже приступил к производству и развертыванию фирменных версий мобильного варианта WiMAX, хотя его сертификация еще не проведена. Это относится к WiBRO (Samsung) и к линейке мобильных терминалов Motorola, выпуск которых намечен на конец 2007 г. Однако, по нашим оценкам, широко на мировой рынок мобильный стандарт выйдет не ранее конца 2008 - начала 2009 гг. На сегодняшний день нет сертифицированного WiMAX-форумом мобильного оборудования и сами производители скептически оценивают ближайшие перспективы как из-за высокой стоимости абонентских терминалов, так и из-за недостаточной востребованности на рынке предлагаемых услуг. К тому же в сертифицируемых WiMAX-форумом спецификациях (профилях) заложены жесткие ограничения на производительность.

Параллельно с новыми стандартами и технологиями продолжают успешно существовать, завоевывать рынок и модифицироваться уже опробованные и зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий технологии стандартов IEEE 802.11 (Wi-Fi), а также территориально-распределенные сети на их основе, так называемые Wi-Fi Mesh. Такие сети выводят технологию за пределы отдельного офиса или сооружения и рассчитаны на охват беспроводными услугами кварталов и даже целых районов городской застройки.

Технология Wi-Fi Mesh наиболее подготовлена для предоставления услуг ШБД массовому мобильному пользователю. Это - доступ в Интернет, голосовая связь VoIP и видео (потоковое видео, видеоконференция).

Применение сети Wi-Fi Mesh для корпоративного пользователя, кроме того, означает создание единого информационного пространства на территории, измеряемой от сотен метров до нескольких километров. Применительно к транспортным предприятиям такая сеть обеспечивает голосовую цифровую связь, видеонаблюдение, доступ к базам данных и корпоративной сети, телеметрию и сбор данных, а также телемеханику и автоматическое управление.

Достоинством сети является широкополосность радиодоступа (десятки Мбит/c), недостатком - малая зона охвата базовой станции (БС) (до 1 км). Она может быть развернута на крупных станциях, сортировочных узлах - там, где много потенциальных источников информации, сбор которой может осуществляться по радиотракту практически без потери скорости с запасом на несколько лет вперед.

Вместе с тем уже существуют системы комбинированного типа, которые позволяют от технологии Wi-Fi Mesh в дальнейшем перейти на WiMAX-mobile путем замены субмодуля сигнального процессора без замены оконечного радиотракта. Испытанием таких систем сейчас занимается наша компания.

Таким образом, наиболее перспективной, на наш взгляд, организацией радиосвязи на линейно-протяженных участках является:

  • между станциями (крупными населенными пунктами) - радиосвязь на базе оборудования с относительно низкими скоростями передачи данных, но большими расстояниями охвата БС (например GSM-R);
  • в местах сосредоточения потенциальных источников нагрузки для передаваемого трафика (железнодорожные станции) - сеть радиосвязи на базе оборудования, способного обеспечить высокие скорости передачи и поддержать большое число пользователей, например Wi-Fi Mesh. В пользу применения данной технологии говорят и такие факторы, как: низкая стоимость БС, простота обеспечения питания в условиях размещения в населенном пункте, низкая стоимость и доступность абонентских устройств, относительная простота использования частотного диапазона.
  • Это позволит обеспечить высокий уровень качества предоставления услуги радиосвязи при относительно низких затратах.

    В заключение беседы я хотел бы еще раз повторить мысль о том, что, рассматривая любую сеть связи, любой из ее сегментов, нужно оценивать аналогичные участки в целом на рынке. Любые системы связи должны удовлетворять потребностям в предоставлении услуги. Услуга должна быть предоставлена качественно, вовремя, надежно и желательно за меньшие средства. Все остальное - это только особенности, которые нужно учитывать, но они все равно не могут являться определяющими.

    Беседу вела Г. ПЕРОТИНА

    Журнал "АВТОМАТИКА, СВЯЗЬ, ИНФОРМАТИКА", №9 2007 г.